Выключить

Все, что нужно знать новичку про ГБО

Все, что нужно знать новичку про ГБО

Как выяснилось, газ умеет ждать: после скачка цен альтернативой бензину заинтересовались даже те, кто считал, что из-за маленького пробега ставить ГБО невыгодно. Сегодняшние цены на бензин уже легко сравнить с европейскими, поэтому даже противники газа задумываются о газификации.

Пересаживаться на экономичные машины смысла нет, потому что эволюция бензиновых ДВС достигла потолка – бесконечно снижать потребление топлива просто невозможно, и паспортные данные автомобилей имеют отношение, скорее, к маркетингу, чем к реальности.

А электродвигатели пока не достигли приемлемых потребительских свойств:

  • запас хода электрокара по-прежнему ограничен;
  • ресурс батареи невысок, а стоимость ее замены измеряется в тысячах у. е;
  • цена новых машин на электротяге пока в 2–3 раза выше бензиновых аналогов.

Получается, альтернативы газу в ближайшее время не будет, а значит, придется мало-мальски разбираться в ГБО.

В качестве альтернативы бензину применяют метан (природный газ) и пропан-бутан (нефтяной газ – побочный продукт нефтепереработки). Метан дороже и его физические и химические свойства вынуждают использовать толстостенные баллоны, потому что природный газ хранят и транспортируют под давлением 300 атм. Кроме того, чтобы иметь адекватный запас топлива, баллонов требуется несколько штук.

Одним словом, места в легковом авто для метановой установки нет, а ее цена настолько высокая, что при обычной «гражданской» эксплуатации оборудование окупается долго. Нужны большие пробеги – сотни километров в день, что для коммерческих грузовых авто – норма. С пропаном проще: во-первых, давление в баллоне не превышает 16 атм., во-вторых, газ сжижают, что упрощает его транспортировку и хранение.

Запас пропана на борту газифицированного авто сопоставим с запасом бензина в баке, в то время как его расход всего лишь на 15–20% больше, чем бензина.

Повышенный расход связан с более низкой плотностью газа, из-за чего 1,19 л пропан-бутана (летняя смесь) эквивалентны 1 л бензина. А цена ГБО под пропан хоть и зафиксирована в евро, потому что производится в Европе, но позволяет окупить затраты на приобретение и монтаж оборудования за короткий пробег. Когда-то это было 15–20 тыс. км пробега, но с последними изменениями цен на украинских АЗС бюджетное ГБО «отбивается» за 10 тыс. км. Отметим, здесь речь идет о современных установках 4-го поколения для инжекторных машин. Установка «под карбюратор» стоит дешевле, а значит, окупается еще быстрее.

Газ вместо бензина

Работа авто на газе выглядит так: запуск и прогревание мотора происходят на бензине. После того как температура редуктора достигает 40°C, электроника (электронный блок управления – ЭБУ) переключает машину в газовый режим: подача бензина перекрывается, а газовый клапан открывается. Прогревание нужно для качественного преобразования пропана из сжиженного состояния в парообразное. Если заводиться сразу на газе (такая функция есть, но она принадлежит к аварийному пуску), то увеличивается нагрузка на редуктор-испаритель.

Впрыск происходит через газовые форсунки. Программа, прошитая в газовый ЭБУ, регулирует время открытия штока форсунки, тем самым дозируя количество подаваемого топлива.

Роль прошивки и настройки

В отличие от предыдущих поколений газобаллонного оборудования, где баллом правил редуктор-испаритель, в современном ГБО ключевая роль – у электроники. Задача ЭБУ – перехватывать сигналы с бортового компьютера авто (БК) и вовремя корректировать газовый впрыск, отдавая сигналы форсункам и редуктору. Привязка к БК нужна, потому что он «знает» о текущей работе двигателя благодаря импульсам с датчиков. Кроме того, «мозг» контролирует остаток газа в баллоне и отключает газовый режим, если с газом что-то не так. Получается, роль водителя – вовремя заправляться газом и не забывать пополнять запас бензина, который нужен для прогревания.

Большинство программ, прошитых в ЭБУ, относят к универсальным, поэтому после монтажа специалист настраивает систему под конкретный автомобиль. В первую очередь нужно создать топливную карту, которая основывается на бензиновых показателях. Сотрудничество БК и ЭБУ базируется на принципе ведущий-ведомый: «мозг» снимает бензиновые алгоритмы и формирует газовые с помощью коэффициента коррекции. Авто настраивается в движении, на всех режимах.

После полученных настроек настройщик проверяет корректность работы системы при диагностике. В машинах без обратной связи (газовый ЭБУ без функции OBD-адаптации) корректность смесеобразования проверяется газоанализатором. Именно поэтому неподготовленным мастерам не рекомендуется ставить и настраивать ГБО самостоятельно. Впрочем, подбор комплектации газового оборудование тоже лучше доверить специалисту.

Ошибки в комплектации, монтаже и настройках

Невозможно добиться нормальной работы газовой системы, если агрегаты ГБО не соответствуют характеристикам мотора. Производительность редуктора должна быть не ниже, чем требуется для мотора с определенной мощностью. Лучше соблюдать 20-процентный запас, чтобы исключить предельные нагрузки на агрегат. При выборе газовых форсунок ориентируются на их производительность и «скорострельность». То есть кроме мощности форсунок важна скорость срабатывания штока: скорострельность должна быть не хуже, чем у бензиновых форсунок.

Наконец, настройка ГБО – это венец успешного монтажа.

Ошибки в подборе комплектации, монтаже или настроек приводят к некорректному смесеобразованию. Отклонения в составе топливной смеси чрезвычайно вредят двигателю, катализатору и турбине. В результате возможно сокращение ресурса или выход из строя дорогостоящих элементов, поэтому экономить на комплектации или квалифицированном монтаже не следует.

Обращайтесь только в проверенные компании, которые берут на себя гарантированные обязательства и выдают документы для регистрации ГБО в ГАИ. К слову, регистрация – обязательна.

НАШ БЛОГ

Полезные советы по установке ГБО. Актульные статьи про газовое оборудование, его виды и эксплуатацию.